Основной боевой танк «Меркава»

Меркава 4В шестидесятых годах на вооружении израильской армии стояли танки «Шерман», «Центурион» и АМХ-13. Но к концу десятилетия эти модели морально устарели и не отвечали современным международным стандартам. Европейские конструкторские бюро в это время пошли двумя путями: французские и немецкие разработчики бронетехники во главу угла ставили стратегическую подвижность, англичане же отдавали предпочтение огневой мощи и бронезащите. Результатом работы инженеров стали французский AMX-30 ,немецкий “Леопард-1” и британский “Чифтен”. Британская разработка сильно уступала по маневренности остальным танкам и подверглась жестокой критике со стороны многих военных аналитиков. Однако именно “Чифтен” вызвал интерес израильской армии, так как израильтяне также делали большую ставку на тактическую подвижность, нежели на стратегическую. Тактическая подвижность определяется тем, насколько успешно танк может выдерживать на себе огонь противника, то есть зависит от толщины брони. В 1966 году два пробных образца «Чифтена» прибыли в Израиль для прохождения испытаний, во время которых машины удалось проверить на прочность и в условиях реальных боевых действий шестидневной войны 1967 года. Боевое крещение «Чифтенов» только укрепило уверенность командования в правильности своего выбора.

Ранее танки «Центурион», обладавшие невысокой маневренностью, но имевшие толстую броню, оказались намного надежнее, чем легкие и подвижные, но менее защищенные АМХ-13. Израильтяне решили закупить «Чифтены». Контракт уже был практически подписан, но в 1969 году британское правительство отказалось от поставки Израилю любой военной техники. После шестидневной войны Соединенные Штаты стали единственным государством, регулярно поставлявшим сюда оружие. Оружейная зависимость от одного поставщика ставило Израиль в крайне сложную ситуацию, поэтому в конце 1969 года руководство страны распорядилось составить новую программу военных исследований, в которую входила и разработка отечественного танка. Осуществить задуманное было весьма сложно, так как производства, занимавшиеся сборкой тяжелой бронетехники, попросту отсутствовали, существующие предприятия производили только ремонт танков. Не менее серьезной была проблема с квалифицированными специалистами – до этого израильские конструкторы занимались лишь модернизацией «Центурионов» и «Шерманов», причем эти проекты осуществлялись при тесном сотрудничестве с иностранными разработчиками. Бытовало мнение, что разработать и поставить на конвейер собственный танк Израилю не удастся хотя бы ввиду чрезвычайной дороговизны данного проекта.

Однако необходимые средства и производственные мощности были все-таки найдены, и в конце лета 1970 года проектное бюро приступило к разработке бронемашины. Примечательно, что работы по конструированию израильского танка курировало министерство финансов, а основным толчком к началу проектирования стал кредит на $120 миллионов, предоставленный США. Целесообразность программы рассматривалась со следующих позиций: во-первых, танк, разработанный отечественными конструкторами, будет гораздо лучше соответствовать требованиям, предъявляемым израильскими военными; во-вторых, исчезнет зависимость от поставок бронетехники из-за рубежа; в-третьих, с экономической точки зрения выпускать собственные танки гораздо дешевле, чем закупать иностранные боевые машины. Руководителем проекта был назначен генерал И.Тал, хотя у него не было инженерного образования. Тал участвовал во всех арабо-израильских конфликтах, в период шестидневной войны он был командиром бронетанковой колонны, участвовавшей в разгроме египетской армии на Синае, а в 60-х возглавил бронетанковые войска Израиля.

Группа офицеров, сформированная Талом, занялась тщательным изучением опыта предыдущих войн, в частности, их интересовала статистика попадания снарядов в различные части танков. Проанализировав данные, исследователи пришли к выводу, что чаще всего снаряды попадают в переднюю часть башни, поэтому было принято решение максимально уменьшить площадь передней проекции башни, для этого ее «утопили» в корпус. Перед конструкторами стояла задача сделать бронемашину как можно более защищенной, даже если это навредит маневренности. Однако одинаково хорошо защитить все основные узлы танка практически невозможно. В связи с ограниченным количеством людских ресурсов одним из важнейших приоритетов было обеспечить безопасность экипажа: даже при повреждении ходовой части и других важных компонентов риск для жизни танкистов должен быть минимальным. Согласно статистике, одну из наиболее серьезных угроз представляла детонация боекомплекта – в этом случае шансов на спасение у экипажа не остается, так что самая прочная броня должна прикрывать боезапас и личный состав.

Дополнительная защита может быть обеспечена размещение моторно трансмиссионного отсека спереди корпуса, плюс такой компоновки также в том, что эвакуироваться из поврежденного танка можно через кормовую часть, меньше всего уязвимую при фронтальном обстреле. Не забывал разработчики и об удобстве, считалось, что танк должен быть для танкистов домом во время военных действий. В этой связи Тал предложил использовать танк круглосуточно, для чего предлагалось разместить в одной боевой машине сразу два экипажа, которые поочередно сменяли бы друг друга на боевом посту.

Кроме того, место дополнительного экипажа можно было использовать и в других целях, например, для транспортировки раненых. Подобная концепция была в новинку и привела к ряду нововведений в традиционной конструкции. Намного увеличился размер бронемашины, и, соответственно, площадь забронированной поверхности корпуса. Многие эксперты не могли смириться с тем фактом, что танк предусматривает возможность перевозки людей в качестве пассажиров. Некоторые из них даже утверждали, что израильская разработка положила начало новому виду бронетехники – танку-БМП. Если с точки зрения компоновки танк выглядел весьма необычно, то по поводу вооружения сильно заморачиваться не стали, башню решили оснастить нарезным орудием М68 калибра 105 мм, которое было американским лицензионным вариантом известной британской танковой пушки L7. Проанализировав танковые бои шестидневной войны, эксперты выяснили, что средние дистанции, на которых велась стрельба из танковых орудий, даже в пустынной местности составляла не более 1 км, а в холмистых районах расстояние сокращалось до 300 метров. Так что выбранный калибр волне удовлетворял ближневосточным условиям ведения боя. Изначально на танке планировали установить систему автоматического заряжения, что позволило бы уменьшить количество членов экипажа до трех. Однако военные высказались против этой идеи, поскольку считали, что подобная система чрезвычайно усложнит конструкцию, а уменьшение числа танкистов нецелесообразно, так как для эффективной эксплуатации танка нужно как минимум четыре человека.

Разработка проекта проходила в очень высоком темпе, хотя на первых этапах над ним трудилось только 35 человек. Талу, обеспечившему тесное сотрудничество военных и конструкторов, удалось оградить проект от лишних бюрократических проволочек. Дата начала разработки в различных источниках указывается по-разному – от 1967 года до 1970. На самом деле основные работы были начаты в 1970 году. В 1967 группа офицеров во главе с Талом начала собирать информацию и проводить анализ последних военных кампаний с целью формирования тактико-технического задания на бронемашину, а в 1969 году еще только рассматривали принципиальную возможность выпуска израильских танков. Стальной макет боевой машины построили весной 1971 года. В 1972 году начали исследовать концепцию передней компоновки моторно-трансмиссионного отделения, для чего специально переоборудовали «Центурион». Первые два прототипа были собраны в конце 1974 года, но еще до начала ходовых испытаний уже была утверждена программа серийного производства. Танки пустили в серию в 1976 году, сборка производилась на танкоремонтном предприятии, принадлежащем израильской армии обороны. Разработка боевой машины обошлась в $65 миллионов – рекордно малая сумма по сравнению с европейскими аналогами. Проект по проектированию первого израильского танка был строго засекречен.

В западные СМИ информация о том, что израильтяне разрабатывают свой собственный танк, просочилась только в 1972 году. Сведения разнились и были неточными, благо постарались израильские спецслужбы – так, например, никто точно не знал названия, по некоторым данным, проект должен был называться «Сабра», а истинное название – «Меркава» (что с иврита переводится как «колесница») выдавали за фиктивное. Действительно, было сложно понять, что именно скрывается под «колесницей». В апреле 1977 года по израильскому телевидению продемонстрировали новый танк, впоследствии все крупнейшие мировые армейские журналы опубликовали снимки новейшей разработки израильтян. В это же время была объявлено о сборке первой пробной партии, и уже в 1978 году танк «Меркава» был официально поставлен на вооружение. Одно из первых подразделений, куда поступили эти танки, находилось под командованием сына генерала Тала. Презентация боевой машины состоялась во время посещения премьер-министром Менахимом Бегином сборочного предприятия компании IMI, расположенном в городе Тель-а-Шумер. В сборке танков задействовано огромное количество государственных и частных организаций; 2/3 всех запчастей израильского производства, остальные закупаются за рубежом, например, трансмиссии и двигатели «Меркав» — американские. Самыми сложными компонентами танка в технологическом плане стали литые броневые части башни и корпуса, производство которых доставило инженерам немало хлопот.

“Merkava” MK.1

Это первая модель, имеющая литой корпус и башню с большими углами наклона брони, достигающими 80о. «Меркава» является единственным в мире основным боевым танком с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения и кормовой компоновкой боевого отсека. Сверху МТО находится съемная броневая пластина, перекрывающая кромкой нижнюю фронтальную часть башни, что придает большую защиту в месте стыка башни с корпусом, которое считается одним из самых уязвимых в конструкции. Передняя часть верхнего броневого листа оснащена откидной панелью, обеспечивающей простой доступ к двигателю, что позволяет быстро проводить его плановое обслуживание. В передней части корпуса расположены топливные баки, отделенные от двигателя бронеперегородкой.

“Merkava” MK.1

Похожая перегородка разделяет двигатель и боевой отсек. Подобная компоновка МТО
с поперечным размещением броневых переборок обеспечивает максимальную защиту
боевого отсека при фронтальном обстреле. Лобовая деталь оснащена болтовыми
узлами, на которых может быть закреплен минный трал. Фара левого крыла встроена в надгусеничную нишу, правая фара открытая, но защищена бронещитком, управляемым дистанционно. При включении электропитания левая фара выдвигается, а броневой щиток правой приподнимается.

МК.1 оснащен дизельным американским двигателем Теледайн Континентал AVDS-1790-5А. Предыдущая модель этого дизеля под маркировкой AVDS-1790 устанавливалась на танки «Центурион», М48 и М60, в модификации для «Меркавы» была увеличена мощность. Гидромеханическая трансмиссия Аллисон CD-850-6В также американского производства, доработанная израильским инженерами, имеет гидрообъемный механизм поворота. В надгусеничных нишах находятся топливные баки, в которых размещается основной запас горючего. Надгусечные спонсоны бронированы частично: агрегаты, расположенные между броневыми листами, являются второстепенными и их повреждение не влияет на боеспособность машины. На передние части обеих надгусеничных ниш установлены воздухозаборные решетки для охлаждения двигателя. Правая ниша оснащена отверстием для выброса выхлопных газов.

За счет того, что выхлопные газы смешиваются с охлажденным воздухом, танк становится менее заметным в инфракрасном диапазоне. Справа от башни за верхним броневым листом находится решетка воздухозабора для питания двигательной системы. МТО расположено ближе к правому борту, а отсек управления – ближе к левому. В распоряжении механика-водителя имеются три перископических прибора, один из которых может быть заменен бесподстветочной системой ночного видения. Поле зрения механика-водителя сильно ограничено слева, так как его пост смещен к правой стороне корпуса, а также из-за небольшого наклона броневого листа моторно-трансмиссионного отделения. Чтобы попасть на свое место, механик водитель может воспользоваться или верхним сдвижным люком, расположенным на бронепластине корпуса – это прямой путь к рабочему месту, или кормовым люком – в этом случае сначала придется пробираться через боевой отсек. Башня «Меркавы», внешне похожая на башню М60А2, имеет разнесенное бронирование, каждая стенка толщиной 76 мм. Промежутки между стенками оснащены дополнительными защитными компонентами.

Башня имеет гораздо меньший объем по сравнению с другими основными боевыми танками. Члены экипажа располагаются в нижней части корпуса, за счет этого высота башни уменьшена, а площадь ее фронтальной проекции составляет всего 1 м2.
Башня обладает клиновидной формой, благодаря чему снаряды при попадании спереди рикошетят от брони. На задней нише закреплена корзина, нижняя часть ее по периметру увешана цепями, на концах которых находятся стальные шары. Цепи служат прекрасной системой защиты: снаряды переносных противотанковых комплексов, например РПГ-7, взрываются при соприкосновении с ними, не достигая корпуса. Для «Меркавы» также характерно нетрадиционно близкое расположение цапф пушки – это позволяет не увеличивая высоту башни сохранять необходимый угол снижения пушки. Крыша башни представляет собой практически ровную поверхность, из выступающих  элементов на ней только бронированные колпаки наблюдательных приборов и пулеметные турели.

Так как моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса, для распределения массы башню пришлось сдвинуть назад. Таким образом, ствол лишь немного выступает за пределы корпуса, что позволяет уменьшить риск задевания стволом грунта при передвижении по неровной поверхности. Основное орудие «Меркавы» – пушка М68 калибра 105 мм. Все вооружение танка произведено компанией IMI (Israel Military Industries). Диапазон углов наведения по вертикали изменяется от -8.5о до +20о. Ствол оборудован термоизоляционным кожухом. Боезапас составляют снаряды пяти типов – кумулятивный, бронебойный подкалиберный, бронебойно-фугасный, снаряд с поражающими элементами и дымовой. Для хранения снарядов используются стекловолоконные контейнеры, изнутри имеющие теплоизоляционное покрытие из резины. Каждый контейнер содержит по четыре выстрела. Основная часть боекомплекта располагается в кормовом отсеке, восемь подготовленных к бою снарядов находятся в башне.

Боезапас имеет дополнительную защиту: топливный бак, расположенный под контейнерами со снарядами, защищает от мин; верхняя защита представляет собой бак с водой, закрепленный под верхним броневым листом, и значительный свес ниши башни, к которому прикреплена корзина. Для загрузки контейнеров используют специальный кормовой люк. В стандартном боезапасе составляет 62 снаряда, но при необходимости его можно увеличить до 84. Чтобы осуществить полную загрузку боекомплекта требуется менее 20 минут – для танков АМХ-30 и «Леопард-1» это процесс занимает в три раза больше времени. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Для поворота башни и вертикального наведения пушки используется электрогидравлический привод. Гидравлическая система вмонтирована в кормовую нишу башни, от боевого отделения ее отделяет бронированная переборка. В комплект дополнительного вооружения входит пулемет MAG калибра 7.62 мм, спаренный с орудием. Выпуск израильских танковых пулеметов осуществляется по лицензии, приобретенной у бельгийцев.

Пулемет расположен слева от орудия, его лента, содержащая 2000 патронов,
размещается на левой стороне башни в специальной полости между броневыми слоями. Пулеметы также могут быть установлены еще в двух местах: возле люка заряжающего и командира. Боезапас пулеметов калибра 7.62 мм – 10 тысяч патронов. Над орудием предусматривается монтирование 12.7мм пулемета, управление которым осуществляется дистанционно. Для его прицеливания наводчик использует основной прицел. На крыше башни находится миномет калибра 60 мм, предназначенный для ведения огня заряжающим. Его боезапас составляет 30 мин, среди которых дымовые, осколочно-фугасные и осветительные.

Оптическое оборудование наводчика, чье рабочее место располагается слева от орудия, состоит из перископического смотрового прибора и оптического прицела с увеличивающей способностью х8, оснащенного лазерным дальномером. Оптическая головка последнего защищена специальными ребрами, приваренными к корпусу башни – они способствуют рикошетам осколков снарядов и пуль. Расстояние до цели рассчитывается лазерным дальномером, далее эти данные считываются баллистической системой. Информацию о погодных условиях (скорости ветра, температуре и т.д.), скорости цели и ряде других показателей система считывает в автоматическом режиме, вручную необходимо вводить только данные о степени износа стволового канала и тип снаряда. На левой стороне задней части башни находится телескопическая мачта, на которой установлены приборы для замера погодных параметров. У наводчика нет вспомогательного прицела. Сиденье командира расположено за спиной наводчика и немного приподнято над сиденьем последнего. В распоряжении командира имеет панорамный оптический прицел, обеспечивающий увеличение от 4 до 20 крат. Для изменения кратности используется ножная педаль. Также командирское место оборудовано дисплеем, куда отображается ночной канал прицела наводчика. Командир может осуществлять наведение орудия с использованием баллистического вычислителя и дальномера.

В головку прицела встроен контрвращательный механизм, который сохраняет направление прицеливания при повороте башни. Кроме панорамного прицела, по периметру командирского люка размещены пять перископических наблюдательных приборов. Место заряжающего оснащено одним поворотным смотровым прибором, так что в экстренных ситуациях он может взять на себя функции наводчика или механика водителя. С левой стороны от заряжающего размещено оборудовании для радиосвязи. В кормовой нише башни есть специальный отсек, где установлен прожектор. При подаче электропитания он выдвигается из-под приподнятой броневой крышки, которая с внутренней стороны имеет светоотражающее покрытие. Резервный экипаж или десять десантников могут размещаться в кормовом отделении рядом с отсеком для боекомплекта. Тут же имеется возможность установки четырех носилок для раненых или дополнительных контейнеров с боеприпасами. В кормовом броневом листе есть двустворчатый люк, обеспечивающий доступ в боевой отсек. Створки откидываются соответственно вниз и вверх. Основное тактическое предназначение «Меркавы» не предусматривает доставку солдат в зону боевых действий, как правило, в танке находится только четыре члена экипажа, а кормовое отделение используется для размещения дополнительного боекомплекта.

Танки «Центурион» были оснащены пружинно-балансирной подвеской, которая хотя и критиковалась многими специалистами, но все-таки являлась наиболее удачным вариантом для ближневосточных условий ведения боя. Главным ее достоинством было то, что она без проблем выдерживала детонации мин, поэтому торсионная подвеска была отвергнута уже на начальных этапах проектирования «Меркавы». Благодаря отказу от торсионной подвески днище танка имеет V-образную форму с гладкой поверхностью, что вкупе с разнесенной броней днища увеличивает степень защиты машины при детонации мины. В разработке независимой пружинно-балансирной подвески принимали участие иностранные специалисты. Каждый из бортов оснащен шестью обрезиненными опорными катками, а также пятью поддерживающими роликами, три из которых поддерживают верхнюю часть гусеницы за ближайший к корпусу край, а два – за удаленный. На внешней стороне корпуса располагаются компоненты подвески. Задние и передние узлы подвески обладают гидравлическими амортизаторами. Каждый элемент подвески закреплен на корпусе с помощью четырех болтов, поэтому замена узлов при выведении их из строя осуществляется весьма быстро. Ведущими колесами являются передние. Цельнометаллические гусеницы имеют открытые шарниры. В конструкции каждой гусеницы по 110 траков, ширина которых составляет 64 см, опорная поверхность имеет длину 4.52 метра. Ходовую часть

прикрывают броневые экраны, состоящие из шести секций, при ремонте или обслуживании подвески экраны откидываются. Пружинная подвеска опорных катков и недостаточная мощность привели к снижению маневренности «Меркавы». Однако, как утверждают израильские инженеры, такая подвижность полностью удовлетворяет требованиям и задачам, которые возлагаются на этот танк. В МТО и боевом отсеке установлена система противопожарной безопасности, которая активируется автоматически.

В танке предусмотрена защита от средств массового поражения. В задней части корпуса находится система фильтро-вентиляции. В кормовой броневой пластине справа находится небольшая дверца, скрывающая фильтро-вентиляционную установку. Похожая дверца, но расположенная слева, предоставляет доступ к аккумуляторным батареям.

Несмотря на то, что компоновка «Меркавы» была настоящим ноу-хау в области танкостроения, технические новинки в конструкции танка практически отсутствуют. «Меркава», разрабатываемый израильтянами специально для себя, стал идеальным основным боевым танком для израильских бронетанковых подразделений, так как учитывал все особенности как отечественной военной доктрины, так и традиционных условий ведения боевых действий. «Меркава» стал лучшим танком своего времени по уровню защиты от противотанковых средств. Почти 80% массы танка составляла броня. Всего было выпущено около 250 единиц “Merkava” Mk.1.

“Merkava” MK.2

Боевой опыт, полученный во время войны 1982 года, показал, что основной боевой танк нуждается в модификации. Результатом разработки стал вариант Mk.2. Ливанская кампания помогла выявить основные недостатки «Меркавы». Например, выяснилось, что хотя танк и обладал прекрасной бронезащитой, выдержать попадание снаряда калибра 125 мм он не в состоянии – именно такие снаряды использовали танки Т-72 сирийцев. Так что модернизация была в основном направлена на усиление бронирования. Башня была укреплена накладными экранами, стальная броня которых по степени снарядостойкости значительно превосходила броню Mk.1. Новый тип брони использовался и при изготовлении бортовых экранов, также видоизмененных внешне. На их поверхность могли устанавливаться блоки динамической защиты.

“Merkava” MK.2

“Merkava” MK.2

Кормовая часть
“Merkava” MK.2.

Экраны крепятся к корпусу с помощью листовых рессор – это уменьшает вероятность их отрыва во время движения по пересеченной местности. Модификации подверглась система управления огнем: отныне использовался новый дальномер и более современный баллистический вычислитель. СУО, разработанная израильской компанией Элбит, была названа «Матадор-2». Изначально планировалось форсировать дизельный двигатель AVDS-1790-5A, но в конечном итоге Mk.2 комплектовался прежними моторами, однако на танки устанавливались новые автоматические трансмиссии израильского производства. Примерно на четверть увеличился объем топливных баков. Усовершенствование коснулось и подвески – передние узлы стали оснащать гидравлическими упорами. В 1983 году “Merkava” MK.2 был передан армейским подразделениям. До уровня новой модификации были доработаны все стоявшие на вооружении Mk.1, модель Mk.2 собиралась и с нуля.

“Merkava” MK.3

Третью модификацию «Меркавы» начали разрабатывать в конце 1983 года. И.Тал полагал, что Mk.3 должен стать основным боевым танком 90-х годов, боевая эффективность которого должна оставлять далеко позади основных конкурентов — М1, “Челленджер”, “Леопард-2”, Т-72, Т-80. Официальная презентация «Меркавы» Mk.3 состоялась в мае 1989 года, несколькими месяцами позже он был поставлен на вооружение. Программа развития израильской армии предусматривала модернизацию всех танков второй модели до уровня третьей модификации, а также постройку бронемашин варианта Mk.3. Британский специалист по бронетехнике Р.Огоркевич отмечал, что Mk.3 является скорее новым танком, чем модернизированным Mk.2. Как и ранее, основной задачей стало усиление броневой защиты. Было принято решение об использовании модульной брони, которая представляет собой бронированные блоки, закрепленные на корпусе и башне при помощи болтов. Вследствие этой технической новинки уровень снарядостойкости значительно увеличился по сравнению с предыдущей модификацией. Блоки устанавливаются на верхнем листе моторно-трансмиссионного отделения, надгусеничных спонсонах и лобовом броневом листе, который является главной защитой места механика водителя – самой уязвимой части танка при фронтальном обстреле. Для изготовления бортовых экранов был использован новый тип брони.

Меркава 3.

Меркава 3.

Бортовые экраны обладают одинаковой снарядостойкостью по всей длине, в отличие
от аналогов «Меркавы», таких как Т-80 или «Леопард-2», в которых усиленной броней прикрыта только зона, где размещается механик-водитель. Модули прикрывают верх и борта башни. Модульная броня имеет множество преимуществ перед обычной, например: пораженные элементы могут быть заменены в походных условиях, модули более совершенны в техническом плане, при транспортировке танка дополнительную броню можно снять, тем самым уменьшив массу машины. Однако болтовые крепления снижают прочность конструкции башни и отрицательно влияют на уровень снарядостойкости. Мнение генерала Тала по поводу модульной брони Mk.3 было следующим: «Этот танк никогда не состарится, он будет вечно молодым, так как броня всегда может быть заменена новой». Кормовая защита танка также была усилена: вместо отсеков с фильтро-вентиляционной установкой и аккумуляторными батареями установлены бронированные топливные баки. Горючее к дополнительным бакам подается по трубопроводам, проведенным между слоями брони в надгусеничных спонсонах.

На этот раз проектировщики уделили внимание и огневой мощи. Теперь «Меркава» могла похвастаться гладкоствольным орудием калибра 120 мм, конструкция которого напоминала американскую пушку М-256 и немецкую Rh-120 того же калибра, но плюс израильского орудия в более совершенной и компактной системе отката. 120мм пушка «Меркавы» Mk.3 поддерживает все типы немецких и американских снарядов. Ее ствол оборудован термоизоляционным кожухом, а в середине ствола находится эжектор, удаляющий пороховые газы. Чтобы демонтировать эжектор, термоизоляционный кожух снимать не обязательно. Орудие заменяется без демонтажа башни.

Стандартный боекомплект уменьшен по сравнению с предыдущими моделями и составляет 50 боеприпасов. Конструкция контейнеров, в которых хранятся выстрелы, осталась неизменной. В башне установлен специальный барабанный магазин, где находятся пять готовых к использованию снарядов. Первые выстрелы имеют тот же уровень защиты от детонации, что и хранимые в контейнерах. Барабанный магазин вместе с
полуавтоматической системой подачи снарядов образуют заряжающий автомат.

Бронирование
танка Меркава 3.

Размеры боевого отсека несколько увеличены – это порядком улучшило условия работы танкистов. Танковые пулеметы и миномет изменений не претерпели. Спереди башни на бортах монтированы две четырехствольные системы 75мм дымовых гранатометов. Компания Элбит разработала для Mk.3 новую систему управления вооружением. Прицел наводчика, обладающий увеличивающей способностью 12х, оборудован лазерным дальномером. Кратность увеличения в ночном режиме х5. В прицел встроено устройство, обеспечивающее автоматическое сопровождение цели. Новый командирский прицел имеет диапазон кратности от х4 до х14, ночная ветвь этого прицела работает независимо от ночной ветви прицела наводчика. Прицелы наводчика и командира связаны через оптический канал, что позволяет командиру указывать цели. Вместо электрогидравлических приводов, поворачивающих башню и наводящих пушку, установлены полностью электрические. Изменена конструкция башенных люков заряжающего и командира. «Меркава» Mk.3 стал первым из западных танков, на котором стали устанавливать систему обнаружения электромагнитного облучения. Всего на машине три датчика этой системы – по одному на кормовых частях бортов башни, и один – над пушкой. Датчики обеспечивают круговой охват и могут засечь источник излучения, выводя информацию об его азимуте на приборную панель командира. Аккумуляторы перенесены из кормы в надгусинечные спонсоны. ФВУ располагается в кормовой нише башни.

Форсированный дизельный двигатель AVDS-1790-9AR с воздушным охлаждением имеет мощность 1200 л.с. Мощность возросла благодаря использованию нового турбонагнетателя и модифицированный системы охлаждения. Трансмиссия, смонтированная в один блок с мотором, производства израильской компании Ашот представляет полный аналог трансмиссии Mk.2. Усовершенствования коснулись и ходовой части – упругий элемент подвески опорных катков представлен сдвоенными цилиндрическими пружинами. Первый и шестой узлы подвески оборудованы гидравлическими ограничителями хода катков, средние узлы – гидравлическими амортизаторами. Гусеничные траки имеют ширину 660 мм. Опорные катки обладают полным ходом в 604 мм, что соизмеримо с ходом катков при использовании гидропневматической подвески.


Проекции танка “Merkava” MK.3 и расположение членов экипажа.

Проекции танка
“Merkava” MK.3 и расположение членов экипажа (кликабельно).

Модернизация привела к значительному повышению стоимости танка. Если цена «Merkava” Mk.2 в 1989 году составляла $1.8 миллионов, то «Merkava” Mk.3 стоил дороже на полмиллиона.

«Merkava” MK.4

На данный момент это последняя модернизация «Меркавы», принятая на вооружение в 2002 году. В этой версии использован американский дизельный двигатель GD883 мощностью 1500 л.с. с системой водяного охлаждения. В одном блоке с мотором укомплектована автоматическая трансмиссия Renk RK 325. Также на танке установлена новая пушка MG253 и миномет. Среди других новинок Mk.4 боевая информационная система «Цаяд» и новый панорамный командирский прицел.

«Merkava” MK.4

Защита башни
танка Меркава 4.

Основные тактико-технические данные Меркава Mk.1 Меркава Mk.2 Меркава Mk.3 Меркава Mk.4
Год принятия на вооружение 1979 1983 1990 2002
Боевая масса, т 56 60 63 65
Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л. с./т 16,1 15 19 23,1
Длина танка с пушкой вперёд, мм 8300 9040
Длина корпуса, мм 7450 7600
Ширина по гусеничным лентам, мм 3720
Высота танка по крыше башни, мм 2660
Длина опорной поверхности, мм 4520
Клиренс, мм 530
Максимальная скорость движения, км/ч 56 60 65
Запас хода по топливу, км 400 500
Максимальный угол подъёма 30°
Ширина рва, м 3
Глубина брода, м 1,38
Тип брони разнесённая разнесённая + комбинированная модульная, комбинированная модульная, комбинированная
Танковая пушка 105-мм нарезная M68 120-мм гладкоствольная MG251 120-мм гладкоствольная MG253
Спаренный с пушкой пулемёт 7,62-мм MAG
Зенитный пулемёт 2 × 7,62-мм MAG 7,62-мм MAG
Угол горизонтального обстрела 360°
Угол возвышения 20°
Угол снижения на нос танка 8,5° 7,5°
Тип артиллерийского выстрела унитарный с металлической гильзой унитарный с частично сгорающей гильзой
Боекомплект, выстрелов 62 50 46
Выстрелы первой очереди 6 в ящике на полу боевого отделения 5 в механическом барабане на полу боевого отделения 10 в электрическом барабанном механизме в нише башни
Боекомплект, патронов 10 000
Система управления огнём «Матадор-1» «Матадор-2» «Матадор-3» или «Баз» усовершенствованный «Баз»
Стабилизатор танкового вооружения 2-плоскостной гидравлический 2-плоскостной электрический
Прицел-дальномер комбинированный перископический, с пассивным ночным каналом и лазерным
дальномером
комбинированный перископический, с пассивным ночным каналом или тепловизором
и лазерным дальномером
стабилизированный в 2 плоскостях, комбинированный
перископический, с тепловизором и лазерным дальномером
Прицел командира перископический с отводом от прицела наводчика перископический с отводом от прицела наводчика или стабилизированный в 2
плоскостях, перископический комбинированный, с пассивным ночным каналом
стабилизированный в 2 плоскостях, перископический комбинированный, с
тепловизионным ночным каналом
Двигатель 12-цилиндровый четырёхтактный дизель воздушного охлаждения
AVDS-1790-5A
12-цилиндровый четырёхтактный дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения GD883
Мощность двигателя, л. с. 900 1200 1500
Вместимость топливных баков, л 1100 1400
Трансмиссия «Аллисон» CD-850-6B, полуавтоматическая гидромеханическая, с гидрообъёмным
механизмом поворота
«Ашот», автоматическая гидромеханическая, с гидрообъёмным
механизмом поворота
Renk RK 325, автоматическая гидромеханическая, с гидрообъёмным механизмом
поворота
Количество передач, вперёд/назад 2/1 4/3 5/4
Ходовая часть с передним расположением ведущих колёс
Гусеничная лента ОМШ
Количество траков 110
Ширина трака, мм 640 660
Тип амортизации опорного катка наружная
Диаметр опорного катка, мм 790
Система подрессоривания индивидуальная, пружинная с гидравлическими амортизаторами

——

Источники:

forum.planar.biz

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/151153

http://nnm.ru/blogs/stimpac/osnovnoy_tank_merkava/

http://waronline.org/IDF/Articles/history/2nd-lebanon-war/acv-losses/

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *